О роли философии в жизни человека
Кафедра теории и методологии науки провела заседание студенческого дискуссионного клуба «Логос», посвященного Всемирному Дню Философии (науч. руководители: доценты Монастырская И.А., Рязанцева Л.В.). Темой для обсуждения, выбранной студентами Архитектурного и Строительного институтов, 4 и 2 курсов стало известное изречение Сократа, которое он трактовал как самопознание человека: «Познай самого себя» и той роли философии в жизни человека, которую она выполняет как «заботу» человека о себе, о своей душе. Эта проблема прошла через всю классическую и современную философию. Самопознание в устах Сократа означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. У Эпикура этот тезис понимается, как стремление человека проникнуть в тайны души с помощью философии: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией…Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени». Студенты группы АР-201: Макаренко Вероника, Берестовая Арина, Коротина Виктория, Григорьева Елена, Витохина Степанида, Гончар Ксения, Домбровский Яков раскрыли в дискуссии как античные философы (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики) и философы Нового времени (И. Кант, Гегель), а также современности (Ф. Ницше, М. Фуко) понимали сущность человека и его экзистенцию, роль философии в жизни человека. Например, проблема самопознания трактовалась у Гегеля, как понимание философией своего назначения, своей роли в культуре, что примирение с действительностью есть высшая задача философии (сообщения студентов гр. УН-222 - Авиловой Ксении и Симоняна Павла). Студент Дмитрий Скирдин рассмотрел проблематику человека у А. Шопенгауэра: «Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат». Екатерина Ткаченко, студентка гр. АР-201 и Маргарита Вициенко, студентка гр. ТПМ-221 представили интересные презентации осмысления формулы Сократа современной философией М. Фуко, его пониманием «заботы о себе», связанной с проблемой власти: «анализ власти должен сводится к этике субъекта, определяемой отношением его «я» к самому себе» и новыми интерпретациями в стиле тренинговой культуры: «Владей техниками, упражняйся – и бытие субъекта тебе гарантировано!», что вызвало вопросы и обсуждение проблемы личности, ее выбора в наше время.