Предмет – Образ – Смысл
5 января студенты Архитектурного института 4 курса АР-41, АР-42 вместе со своим преподавателем, доцентом кафедры Монастырской Ириной Александровной посетили Художественный музей, выставку «Предмет – образ – смысл» из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Темой выставки стал натюрморт в западно-европейской живописи XVII-XIX вв. Основу экспозиции составили работы голландских и фламандских живописцев, являющихся зачинателями натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи, вместе с тем студенты имели возможность познакомиться с работами ведущих художественных школ из Германии, Италии, Франции. Выставка предоставила возможность составить яркое представление о своеобразии жанра натюрморта, его главных особенностях, стилях, многообразии тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт в его развитии в разные эпохи. Вместе с тем, студенты выполнили практическое задание, тем самым закрепив учебный материал на семинарских занятиях и круглом столе по теме «Культура и цивилизация», представив презентации, в которых раскрывались особенности разных культур, выраженных в философии, искусстве и архитектуре в разных формах и в разные эпохи. На выставке студенты увидели, что в XVII веке натюрморт был глубоко символичен и еще прослеживалась связь с поздним средневековьем, эпохой Возрождения, что особенно видно в стиле «Vanitas» (лат. «суета сует»), глубокого в своем философском смысле, как аллегория бренности бытия, напоминание о быстротечности жизни («Череп в нише» немецкого живописца Бартоломеуса Брейна Старшего; «Аллегория бренности» Петера Ван Дер Виллиге из Фландрии; «Суета сует» Маттиаса Витхоса из Голландии). И вместе с тем XVII век – это время бурного развития естественных наук, ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов, что явилось одним из побудительных стимулов к возникновению жанра цветочного натюрморта. На заре его становления на рубеже XVI-XVII веков картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя буржуа наслаждаться видом прекрасных растений даже зимой. Однако со временем и в цветочный натюрморт проникает идея «vanitas», навеянная скоротечностью существования самого цветка. А в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом, как на картине Яна Брейгеля Младшего (1601-1678) «Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами». Подобные произведения обычно предназначались для украшения католических храмов. В XVIII веке видно, как декоративные тенденции одерживают верх, начинают преобладать мотивы «nature morte» (буквально – «мертвая природа») – картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов, фруктов («Натюрморт с персиками» Яна Франса ван Сона). В голландском языке появилось собирательное понятие «stilleven», что первоначально означало «неподвижную натуру» или «неподвижную модель», а к XVIII веку стали понимать как «тихую жизнь». Особую популярность в это эпоху приобрели также охотничьи натюрморты и натюрморты с книгами, глобусом, письменными принадлежностями, что отражало в век Просвещения стремление к познанию природы, ее скрытой сущности, познание которое возможно с помощью чувственного восприятия и (или) разума, что в философии выразили такие методологии научного познания как эмпиризм и рационализм. В охотничьих картинах французского живописца Франсуа Депорта – «Натюрморт с битым зайцем и фруктами» и «Собака и дичь» или у голландского художника В. Янса ван Алста «Натюрморт с битой птицей» – нет уже ничего символического. Начиная со второй половины XVIII века, бытовые черты активно проникают в натюрморт – «Натюрморт с оплетенной бутылью» Карло Маджини (1720-1806) или «Фрукты» французского художника Жана Батиста Удри (1686-1755), который, постепенно утрачивает иносказательное начало, присущее многим его разновидностям в пору «золотого века». Закономерно, что в XIX веке интерес художников к натюрморту угасает, в обществе возникают другие потребности, связанные с развитием науки и техники, промышленного производства и самого человека, его жизненных устремлений и идеалов.