Всемирный ДЕНЬ философии
19 ноября кафедра отметила Всемирный День философии и по традиции провела методологический семинар на тему: «Разум – роза на кресте современности. Все действительное разумно, все разумное – действительно», который был посвящен 250-летию со дня рождения Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Основное внимание в дискуссии было обращено на рассмотрение вопроса об отношения философии к действительности, который был поставлен Гегелем в его работе «Философия права», в которой отмечается главная задача философии «…постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум».
Разум есть «как роза на кресте современности» - один из самых пронзительных образов Гегеля, отметила доцент Монастырская И.А., обращаясь к «Философии права»: «Познать разум как розу на кресте современности - это разумное понимание есть примирение с действительностью, которое философия дает тем, кто однажды услышал внутренний голос, требовавший постижения в понятиях и сохранения субъективной свободы не в особенном и случайном, а в том, что есть в себе и для себя». Если понимание этого и есть примирение с действительностью по Гегелю, то лишь в том смысле, что мы, отказываемся от прогрессистских иллюзий эпохи Просвещения, провозгласившей идеи всеобщего благоденствия, свободы, равенства, братства и признаем: миссия разума и необходима и трагична. В дискуссии также была поднята проблема «несчастного сознания». Доцент Рязанцева Л.В. обратила внимание на различие «молодого Гегеля», написавшего «Феноменологию духа» и «зрелого» периода «Философии права». «Несчастное сознание» так свойственно современному человеку, который не может преодолеть противоречия сознания и действия из-за внешних обстоятельств. Профессора В.О. Шелекета и М.А. Игнатов отметили, что актуальность проблем, поставленных одним из величайших умов эпохи Просвещения, подтверждается противоречиями нашего времени. Начиная с модерна, с философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше отрицается идея разума, познающего действительность, что в свою очередь приводит к отрицанию просветительских идей свободы, равенства и переходу к новой эпохи без иллюзий – эпохе потребления.