Могучая сила философии

    

В предыдущем интервью, с которым мы обращались к профессору, доктору философских наук Николаю Ильичу Шевченко, работающему на кафедре теории и методологии науки нашего университета, по поводу его сенсационных выводов, позволивших заново открыть Вселенную и логику процессов её развития, удачно совпавшую с логикой мыслительных процессов, которыми руководствовался профессор–исследователь, отмечалось, что в исследованиях «с чистого листа» не поставлена точка и они успешно продолжаются. В преддверии нового учебного года, мы продолжили разговор с профессором.  

- Николай Ильич, а что стало причиной того, что Вы обратились к столь необычной, весьма заманчивой и, нам представляется, чрезвычайно трудной теме, руководствуясь всего лишь философско-методологическим подходом, не прибегая к экспериментальной базе?

Н.Ш.: Все определилось Её Величеством потребностью, которой посвящена не одна из моих монографий: «Её Величество потребность…» (1993 г.); «Истина свободы» (1997 г. – 1-е издание), (2007 г. – 2-е издание); «Философия потребности, свободы и социальной ответственности исполнительского мастерства» (2016 г.) и в ряде других. Общий список монографических исследований с Вашего позволения напомню, на сегодня более 20, если учесть 4 монографии, которые в работе (на этапе завершения), то он увеличивается на это количество, из общего списка научных и научно-методических трудов более 300. В него входят и свыше 20 учебников и учебных пособий по философским дисциплинам (философия, этика, эстетика, эстетика архитектуры и дизайны, философия науки и техники).

         Однако, в данном случае потребность выступила не объектом и предметом исследования, а фактом того, что она, сформировавшись во мне, побуждала меня к действиям, направленным на то, чтобы понять, что такое знание. Замечу попутно, что мы порой, и невдомёк, что̀ нас побуждает, активизирует, проектирует наши действия и поступки, контролирует и принимает от нас результаты этих действий. А ведь этим, как мне удалось понять и обосновано показать в своих трудах, управляет во всю Её Величество потребность, а исполняет – деятельность.

         - Воистину Потребность с королевскими замашками, а деятельность, с её процессами направленных планомерных действий, – исполнительница. Так деятельность, она вне жизненесущей системы или в ней?

Н.Ш.: Да, в ней! И так как потребность выражает необходимость обеспечения жизнесуществования жизненесущих систем (моё определение, в отличие от понимания потребности как выражение чего-то недостающего), то она, сформировавшись во мне по поводу того, что есть знание для Человека и какова истинная его роль в этом, начала донимать меня.

А дело получается здесь в том, что никаких действий в жизненных системах не наступит, если для этого не сформируется потребность (мои выводы, полученные и описанные в прежних моих монографиях). Оказывается, выводы «работают» и не только для меня, а для всех (хотим мы того или нет, признаём ли мы это или относимся с недоверием), как они работают на всех уровнях живого (биологические организации (от простейших до гигантов); биосоциальные (Человек); социальные (общество).

- А кому не понятно, что такое знания и какова его роль в жизни Человека и общества?

Н.Ш.: Я и сам думал так. Но оказалось орешек не так прост, как он представляется, особенно, когда обратиться к любому природно-земному или вселенскому явлению.

         С огромной силой удивления во мне живут слова, услышанные мною в бытность учёбы на факультете теории и истории изобразительных искусств, института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ранее в г. Ленинграде), а ныне в С-Петербурге, на лекции по археологии. Сообщалось, что в ходе раскопок, из исторических пластов культурного грунта был извлечен керамический кувшин со здоровыми (живыми, после того как их выселяли, они проросли) злаковыми зёрнами, пролежавшими не одно тысячелетие, о чем свидетельствовал возраст керамического изделия.

         Конечно, дело было не в «возрасте» зерна, а то, что спустя многие века, оказавшись в необходимых условиях, способных обусловить (!) его жизнеспособность, а также то, что, если оно было способным прорастать, оно «пустило» в ход свои «знания» и свершило действия, обусловленные потребностью.

         А может ли Человек проследовать в своих поступках, действиях подобным путем? Так нет же! Ему подай знания, обучи тем или иным действиям, а потом уже требуй от него результата! Вот где оказалось «зарыта собака». Без обучения, а значит без знанийЧеловек ничто! Этот вывод оказался дорого стоит. Он намечал путь дальнейших размышлений. Хотя, на обыденном уровне познания этой стороны знаний, как бы и так всё ясно и понятно. И кто этого не знает?

         Но обыденному познанию не свойственно углубление, у него нет на это потребности, а значит не жди и действий. И даже научно-теоретическому, оказывается не под силу эта задача. Ведь оно будет исходить из конкретики. И будет рассматривать зерно с многих конкретных сторон: допустим, биологических, физических, если хотите, механических (при измельчении, растирании до муки), агрономических, диетологических. Эту строчку можно продлить ещё ни на один пункт и т.д. Точно так же научно-теоретическое знание поступает и с Человеком, пытаясь понять это природно-социальное явление.

         То есть научно-теоретическому знанию присуще постигать конкретику и характер мыслительных процессов при этом протекает через дробление (рассечение) мира в соответствии с предметностью той или иной сложившейся науки. Допустим, физика будет исследовать физические процессы в реально существующем мире. По аналогии, тем же путём «пойдет» любая другая научно-теоретическая система, хоть это будет фундаментальное или же – конкретно-научное, прикладное знание.

         А вопрос: почему зерну не нужны «знания» в привычном смысле слова, а Человек без знаний шагу не может ступить, повиснет в воздухе, как и многие другие вопросы, которые будут из этой же «серии», то есть требующие иного подхода – подхода, выходящего за рамки конкретных (частных) законов и закономерностей,  в область – всеобще проявляющихся. По-другому сказать, связи и отношений, которые «смотрятся на расстоянии». И для этого в человечестве давно сложилось философско-методологическое мышление.

         Его задача, не имея необходимости в целенаправленных наблюдениях, экспериментах и других весьма важных методах сбора и обработки фактов, присущих науке, выйти за пределы конкретики, рационально-логическим путём, выявить процессы всеобще проявляющие и работать с ними путём формирования предположений, обоснований, суждений и выводов на основании целостного подхода и учёта только всеобщих связей. Мне думается, дорогие читатели, и Вы, гонители философии, нам понятно, что здесь нет противопоставления научного и философского познания, воздается каждому своё, по аналогии: Богу Богово, а кесарю кесарево.  

         - Как Вы «управлялись», используя философско-методологическое мышление, в поиске ответа на вопрос: как зерно и многие другие природно-земные и вселенские явления функционируют вне привычных знаний, что их заменяет и почему Человек всего этого не может, как он не может жить без воздуха?

         Н.Ш.: Да, действительно, забегая вперед, мне со всей очевидностью представилось не только то, что это неоценимый запас человеческих возможностей (читайте условий, ниже более подробно), систематизированных, упорядоченных, глубоко (чаще всего) обоснованных, полученных информационным путём, путём своеобразного сканирования «тайн» земной Природы и Вселенной, но особенно то, что они для Человека являются не только условием, но и средством, способом, той железной необходимостью, вне которой человеческая (в целом, человечества) жизнь прекращается.

         Однако, ко всему этому надо было прийти. А я тогда стоял ещё в начале своего исследовательского пути, а в сознании постепенно вырисовывалось то, что у зерна, как и у всех явлений Вселенной одни правила, у Человека – другие. (!) Между тем у Человека две субстанции: телесная и духовная (в определённой мере вторая поведенческая). Если задать вопрос: в каком соотношении находится бытие человеческого тела и духа, то «навскидку» – в разном. Миллиардам клеток своего тела мы не приказываем что делать, то получается, что оно «работает» в режиме общевселенских правил как и взятое для примера нами зерно (дерево, звезда, планета и т.д.).

         А поведение, действия, связанные с исполнением любой деятельности, хоть самой простой? Вопрос не имеет очевидного ответа. И его, следовало, искать в глубинных закономерностях всеобщего свойства. Однако, здесь может быть эффект айсберга, подумалось мне? В качестве надводной части, то что очевидно, подсказывала исследовательная интуиция, может быть обусловленность. Ведь невооруженным глазом можно ее обнаружить на каждом шагу, так как все обусловлено.

         Исследовательское движение осуществилось. Обусловленность и есть точка отсчета, которая может определить дальнейший ход мыслей, что в последующем стало реальностью. Она подтвердилась, вытекавшим из обусловленности – условием.

         Но что такое условие?

         - Да, Николай Ильич, а что такое условие в Вашем прочтении, его связь с обусловленностью только в том, что у них один корень или более глубокая: функционально-содержательная?

         Н.Ш.: И та, и другая. Однако, все по порядку. Очень важно было понять, что обусловленность потому и всепроникающая, что она естественна, самовозникающая, а значит не отличается какой-то заданностью. А если во всепроникающем явлении во Вселенной, каким выступает обусловленность, отсутствует заданность, то возникновение Вселенной самопроизвольно, самодостаточно – самообусловленно!

         Самообусловленность – основополагающий принцип бытия Вселенной (!), с глубокой убежденностью подсказывала мне философия, которая мыслит стратегически, базируясь на целостном подходе к исследуемым явлениям, предметам и процессам, улавливая всеобщие связи и отношения, рефлектируя самую себя.

         Философия вела мою исследовательскую мысль к поиску начала обусловленности, подсказывая, что его следует искать в условии. Условие стержне образующее явление в обусловленности и в любой (!), а не в какой-то одной. Свернуть со стратегического мышления, на частноопределяющее, равносильно тому, чтобы уйти с монолитного, скажем бетонного основания целостности и попытаться опираться на твердые, но песчинки, и успех того, что можно «зарыться» - обеспечен!

         Вот почему, оказывается, крупные ученые в любых областях научно-теоретического познания, чтобы не «зарыться» в частностях, исследуя их, искали твердое основание для своих мыслей – в философии, в ее высокой способности к абстрагированию.

         И мне удалось абстрагироваться на столько и уйти от сотен тысяч, а может и больше различных конкретных явлений, процессов, предметов, сотен тысяч миллиардов пролетевших лет, преодолеть все планеты, звезды, галактики и т.д., чтобы увидеть одно единственное – обусловленность и ее сердцевину – условие. Между тем, не только «увидеть», но и понять, что это реальность, а не плод возбужденного сознания. И суть этой реальности в том, что она своим существом способна создавать предпосылки к образованию последующих реальностей. В каком количестве? Не сосчитать, как звезды на небе!

         Философия не считает, она, исходя из целостности и всеобщности, способна уловить нечто единственное как всеобщее. Таким и представало передо мной условие. А когда я попытался увидеть какой-то аналог этого принципа в природно-земном бытии, то долго не пришлось искать, он спокойно лежал в том зерне (абсолютно во всех семенах и не только), о котором я говорил выше. Какое-то первое зерно дает бесконечное количество последующих. Самопроизвольно и неудержимо, попадая в необходимые условия, будучи само условием. Однако, следует помнить, что в реальном объективном мире началом всему была и будет случайность, далее следует логика изменений в соответствии с содержанием и характером явления, где сработают законы: возможности, необходимости, действительности, условия, совершенствования, соответствия (адекватности) и т.д.

         Таким образом, передо мной открылись безграничные горизонты исследовательских возможностей, а главное мысль метнулась к истокам Вселенной. Условие для меня предстало архимедовской точкой опоры, а рычагом – мой разум, которые вовсе не собирались переворачивать мир. А пускали Вселенную в безбрежные просторы бороздить океаны пространства и времени, являя их исток (начало)!

         Так условие как с якоря снимало Вселенную с абсолютного нуля и давало ей ход – возникновения, становления, развития и функционирования. Философия придавала ясность, точность, четкость очертаний пронесшихся миллиардов лет. Все как будто бы на ладони и все воочию.

         Как здесь не скажешь о могущей силе философии и ее проницательности! Вдомек бы стало это ученым-скептикам, которые гремасно улыбаясь, не хотят выйти за пределы своей конкретики, а дух скептиса поражает и молодые умы студентов, от чего становится обидно за них. А ведь аукнется философская безграмотность, да только «разгребать» последствия этой безграмотности придется нашим, к сожалению, потомкам. Не в пример нам, наши предки оставили вон какую территорию страны с ее богатствами. Не может сложиться достойный специалист вне философской грамотности, он слишком близорук. Бытовизм мышления парализует наше мышление, у него нет философского простора. А какой «простор» может быть от того мизера часов, отводимых на изучение философии? Дядя Сем четко уловил тенденцию разрушения Союза, если не одолел нас в Великую Отечественную фашизм, то навязать нам Болонскую систему, чтобы подорвать российское образование. А ведь оно, помноженное на героизм нашего солдата, давало передовое вооружение и экономику, а затем – открыло космос, делая страну непобедимой и технически передовой, порукой чего явилась наша Победа в 1945 году. Вот о чем мы должны постоянно (и «денно» и «нощно») помнить!

         Господа, как можно с тотальной минимизацией аудиторных занятий обеспечить кадровый потенциал в сфере производства, в экономике, политике, культуре? Дядя Сем не дремлет и здесь, подавая импульсы, преломляющиеся в голове скудно обученных вершителей судеб людей. Он знает толк в своем деле, а мы его теряем под давлением тех, кто блюдет свою логику чаще, нежели качественно вести подготовку кадров для технической, технологической, экономической, военно-технической и культурной безопасности страны. Потому, что за деревом не видят лес. А тому, чтобы видеть и лес, и дерево, учит философия! Она – путеуказывающая в «океане» Научного познания, как навигационные приборы, для уходящих в открытый океан морякам.

         - Николай Ильич, вернув читателя к исходному началу Вселенной, к состоянию абсолютного ее нуля, показав ему в этом процессе место, роль, условия и обусловленности, как вечного двигателя Вселенной, доказав, что человек не способен функционировать вне знаний, возникает вопрос: как соотносятся человеческие знания с условиями и обусловленностью?

         Н.Ш.: Спасибо, вопрос очень интересный уже тем, что мною не ставилась специально цель открывать условия, обусловленность, тем более, начало Вселенной. Все получилось самопроизвольно, как только я начал искать соотношение между действиями взятого для примера, зерна и Человека. Философия, ее знания, подсказывали, что здесь необходимо исходить из принципа целостности, для чего и была взята Вселенная, выражавшая в данном случае, и зерно, и Человека. Что у них разные ролевые возможности, это вытекало из повседневной человеческой практики: зерно в своих действиях самопроизвольно и самодостаточно от всхожести до колошения, а Человек не наделен такими качествами, они не в нем, а вне его, при любых деятельностных процессах. А что делает их для Человека «своими», возник вопрос? Ответ напрашивался сам – знания, что в принципе, очевидно. Однако, вопрос: почему? И вот тут ответ не лежал на поверхности. Философия, как система рационного знания о всеобщем подсказывала, что необходимо возвращаться к целостности, то есть к Вселенной и ее стратегическому потенциалу: условию и обусловленности.

         Условием зерна, как и всякого другого вселенского явления, предстает: самопроизводность и самодостаточность, чем характеризуется Вселенная и земная Природа в целом. Они для зерна и его действий являются выражением обусловленности. Действия зерна, аналогично всем природно-вселенским явлениям, самообусловленны, в то время как у Человека они обусловлены знаниями. Вселенная, как и земная Природа, будучи вселенским явлением, не нуждаются в знаниях, так как все в Мире взаимообусловлено. Получается, что необходимая информация, для любых без исключения действий во Вселенной и Природе находится в процессах взаимодействия и взаимообусловленности.

         Кстати, в том же режиме работает, как уже подчеркивалось, и человеческое тело, но только не действия Человека. Для их осуществления Человеку необходимо обращаться к внешним условиям. А внешние условия – это природно-вселенские правила, которые по отношению к Человеку и его разуму, находятся за «семью печатями». Открывая их, систематизируя, накапливая, запуская в действия, тем самым Человек получает знания, а с ними и возможность жизнесуществования.

         Стало быть, как мы и привыкли слышать: знания добывают, знания получают, знания носят в себе, используют при необходимости и т.д. и т.п., то здесь как бы нет ничего нового. Не будем спешить с выводами.

         Во-первых, было убедительно показано и доказано, что Человек обречен на знания, вне которых нет Человека и всего человеческого рода! Зерно – есть, оно, оказывается и через пять тысяч лет осталось зерном, а человечество может исчезнуть с лица земли, как только перестанет обеспечивать СЕБЯ (!) качественными знаниями. Так надо заботиться о качестве подготовки кадров (специалистов)? Или это всего лишь досужий разговор, игра в подготовку? Так нет же!

         Из Сколково доносятся, о чем я услышал от простых возмущенных людей, высказывания о том, что человечество запрограммированно на исчезновение (?) Как говорится, не дождетесь! А если по существу, то человечество и сам Человек – уязвимы: со стороны вселенской стихийности и непредсказуемости, когда по законам гравитации легко может посетить Землю любое небесное тело, к примеру, метеорит, и хорошо если небольшое. А если большое, мало не покажется, выход есть, если сосредоточиться не на дальнейшей разработке средств взаимного державного уничтожения (официальный Киев, державный белорус, играющая в прятки Европа, до конца неопределившаяся Америка, Вы слышите голос разума России?), а сосредоточить усилия человечества на вполне возможном посещении Земли метеоритами. Ведь известное оледенение на Земле явилось по той причине. Миллиардеры, и рублевые, и долларовые, Вам Ваши миллиарды могут просто не понадобиться!

         Уязвим Человек и со стороны некачественных знаний, которые уже проявляются в экологических проблемах, разбазаривании сырьевых запасов Земли, непродуктивном их использовании; низком уровне духовной культуры человечества, взять, хотя бы угрозу хакеров с их утонченными знаниями, повернутыми «во зло»: своеобразное ограбление банков (без привычного оружия), «демонтаж» систем, обеспечивающих военную защиту любой страны, когда хакеры могут выиграть любую войну  и т.д. и т.п., не исключая культуру политических отношений стран, о которых неустанно говорит наш президент, пронизывая слова добром, взаимным благом.

         Во-вторых, условия и обусловленность вселенских правил противостоят человеческим потребностям. Соотношение здесь может быть таковым, чтобы уметь распознавать их стихийность, а распознав, управлять. Основанием такого управления может быть единственное – достаточно высокие знания! Без умения этим управлением – можно сгинуть, господа (!), как пить дать…

         Судьба Человека и человечества в их руках, если эти руки будут обусловленны не только необходимым количеством, но и достаточным качеством знаний, утверждающих добро и противостоящих злу. Зло – разрушающе! И пока его в мире, хоть на грамм (условно!) меньше, чем добра, пока человечество еще – живо!

         В них (в знаниях), главным образом, как достойное настоящее, так и обнадеживающее будущее человечества, подсказывает стратегичность философского мышления, позволяющая приводить к единству логику мыслительных процессов, и логику процессов вселенского и природно-социального развития, логику – разумного бытия на Земле!

Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки