Проблема интегративного подхода в образовании и обучении
На кафедре теории и методологии науки состоялся методологический семинар, посвященный рассмотрению проблемы интегративного подхода в образовании и обучении.
Докладчиком выступил проф., д.ф.н. Шелекета Владислав Олегович. Проблема интегративного подхода в образовании и обучении рассматривалась в следующих аспектах: интегративные процессы, происходящие в рамках научного знания; интегративный подход, используемый при формировании содержания обучения и образовательных технологий, при проектировании процесса подготовки и проведения форм организации педпроцесса (урока, лекции, семинара), при формировании индивидуальных педагогических систем и т.п.
Взаимное размежевание наук, дифференциация изоляционистского типа была ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века, это привело к тому, что несмотря на большие успехи достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. Но уже в рамках классического естествознания постепенно утверждается идея принципиального единства всех явлений природы, а, следовательно, и отражающих их научных дисциплин, поэтому начали возникать смежные научные дисциплины, например, физическая химия, биохимия. Границы, проведенные между оформившимися научными дисциплинами, становятся все более условными, фундаментальные науки так глубоко проникли друг в друга, что возникает проблема формирования единой науки о природе, то есть интеграции научного знания.
Интегративный подход используется при формировании содержания обучения и образовательных технологий, при проектировании процесса подготовки и проведения форм организации педпроцесса (урока, лекции, семинара), при формировании индивидуальных педагогических систем и т.д. Интегративный принцип расширяет зону действий педагога (в том числе ученого-исследователя). Он предусматривает соединение искусственно, механически разделенных учебных предметов, педагогических функций, составляющих подструктур и их компонентов. Интеграция позволяет воссоединить те или иные элементы как по вертикали (через межпредметные и управленческие связи), так и по горизонтали (через внутрипредметные, технологические связи). С помощью интегративного подхода можно преодолевать дальнейшую денатурализацию процесса обучения, способствовать достижению его природосообразности и сближению с жизнью.
Построение процесса обучения на интегративной основе содержит большое количество технологических возможностей. Имеющийся опыт реализации интегративного подхода связан с разработкой различных интегрированных курсов. Варианты функционирования учебного процесса характеризуются тем, что: интегрированные курсы формируются на основе содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область; интегрированные курсы создаются на основе содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области; интегрированные курсы создаются на основе дисциплин из близких образовательных областей, где один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
Далее докладчиком приводилась интегративная модель образования сквозь призму ценностной регуляции общества и культуры. Философский дискурс демонстрирует свой универсальный и интегративный характер в социокультурном пространстве, создавая при этом уникальные специфичные формы позиционирования человеком себя в мире, а философствование в учебном процессе, по аналогии с «сократовской майевтикой», искусством рождения истины в процессе спора, позволяет всем культурным формам оставаться динамичными, находясь в постоянном диалоге между собой, тем самым не застывая в своих собственных формах.