Выводы профессора Н.И. Шевченко.
Выводы профессора Н.И. Шевченко в связи с публикацией в новостях РИА (Москва, 31 авг. 2016 г.) «Ученые официально провозгласили начало новой геологической эры».
Обеспокоенность господина Кристофера Рапли (ChristopherRapley) из университетского колледжа Лондона (Великобритания), по мнению профессора кафедры теории и методологии науки Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Николая Ильича Шевченко, вполне естественна. Хотя он и не до конца разделяет позицию К. Рапли. Беда не в том, что человечество вмешивается в земную природу. Это неизбежно, особо подчеркивает Н.И. Шевченко, при обязательном их взаимоотношении, за пределы которого, по его мнению, невозможно выйти при любом раскладе. Природа арсенал не исчислимых возможностей, которые человечество с необходимостью призвано использовать. Играет человечество «с огнем», когда онопроводит это вмешательство на недостаточно высоком уровне знаний и профессионализма, как значительного уровня профессиональности. Оказавшись за гранью естественного присутствия во вселенском ареале, человечество потеряло и естественную подпитку от него, получив право пользоваться лишь через «разгадывание её тайн» посредством самолично формируемых знаний, а на их основе и профессионализма. На совершенствование их, подчеркивает профессор, человечество прямо-таки заказано! Хотя, к нашему всеобщему несчастью, к этому процессу (совершенствованию!) мы, мягко говоря, продолжает профессор, стали относиться с прохладой. Но как заклинание повторяем одно и то же: чрезмерное вмешательство!
Не вмешательство, господа! – восклицает профессор, а режим необходимого взаимоотношения и нахождение в этом режиме наибольшего благоприятствования, через создание «сопутствующих условий». Вне этого – самопроизвольно, хотя, естественно, мы этого не хотим, но формируются экологические проблемы,и человечество движется к грани своего самоуничтожения, гласит вывод профессора. Остановить могут знания и ещё раз – они! – убеждает профессор своих читателей.
Чрезвычайный интерес в его размышлениях, граничащих с глубокой убежденностью, вызывают представления о таких феноменах, как условие, обусловленность, возможность и действительность, необходимость и случайность, как объективных законах и предпосылках функционирования Вселенной, земной природы, социомира и их возникновения. В знаниях этих законов содержатся многие ответы, в том числе и относительно логики выстраиваемого взаимоотношения человечества с Природой, которое может быть успешным только на основе достаточных для этого знания и профессионализма. Они нивелируют экологические проблемы, исключают «игру с огнём», обнадеживают перспективу развития человечества. Успех может значительно возрастать, подчеркивает профессор, если в качестве жизненного руководства человечество будет использовать добровольное (выбор цели доброго действия), моральное (общечеловеческие нормы) и нравственное (индивидуальные нормы) начала, бытийствующие в человечестве.
Читайте также «Начало и функционирование Вселенной с новых позиций открывает профессор БГТУ им. В.Г. Шухова Н.И. Шевченко».
Закон возможности и действительности, начинает свое обоснование профессор Н.И. Шевченко, указывает на отношение потенциального и реального в функционирующем процессе. Во Вселенной таким функционирующим процессом явилось условие, вызвавшее обусловленность. Условие было во вселенском возникновении, как начале функционирующего процесса, первой, хотя и случайной, потенциальной возможностью, перерастающей в действительность реальной обусловленности. Она (обусловленность) стала выражением содержания процесса развития (а прежде возникновения и становления) Вселенной, бытие которой немыслимо без принципа и процесса обусловленности. По тому, как он обнаруживается абсолютно во всем и вся, егопо праву можно именовать и универсальным, и Великим, то есть Великой универсальной обусловленностью.
Но пальма первенства во всём этом остается всё же за условием, которое возникло в силу сработавшего закона случайности. Не появись оно, не пришел бы в действие закон возможности и действительности, не было бы сначала в потенциале, а потом и в действительности Вселенной и её механизма, в виде принципа и процесса, обусловленности. Условие – это реальность (первое условие), создающая следующую реальность (второе условие) и т.д., по аналогии с эффектом, который содержится в обыкновенном кружеве. Эффект здесь в том, что не будь первой петли, не бывать и кружеву. Не сложись первое условие, да к тому же в виде простейших, предельно малых химических объектов (образований), не существовать бы и Вселенной. В начале, сводимой к микрообъектам химического свойства, а далее не теряя этого свойства она становится гигантских размеров.
Важно во всём этом, считает профессор, понять, что реальность, коль она возникла случайно или не случайно, обладает признаком самообнаружения. Первое, возникшее условие обнаружилось тем, что дало «жизнь» второму условию, а второе – третьему и т.д. Но главное, однако, здесь в том, что если нет обнаружения, то нет и реальности той, которая могла это сделать. Стало быть, до возникновения первого вселенского условия полное – нет. По-другому можно сказать, абсолютный нуль Вселенной. И как с якоря, с абсолютного нуля, первое условие, посредством принципа, процесса (можно сказать, закона), обусловленности, снимает Вселенную и отправляет её в бессрочное плавание по океанам пространства и времени, становясь началом их.
Вещество, которое стало результатом вселенского развития, своим строением зеркально моделирует последовательность тех процессов, которые сопровождали Вселенную, в её становлении, двигаясь от абсолютного нуля. Микроэлементы – вещества, которые уже открыты или еще будут, могли лежать в начале становления Вселенной, образуя ту первую материальную реальность, которая могла быть и первым условием, первой петлей вселенского «кружева».
Можно с уверенностью говорить о том, подчеркивает профессор, что произошедшее с возникновением Вселенной, было выражением действия закона необходимости и случайности. До появления условия не существовало никаких функционирующих процессов, а потому там не могло быть не только реальных предпосылок, но и потенциальных для действия закона возможности и действительности. Но если условие возникло случайно, подчеркивает профессор, то по логике дальнейшего процесса формирования условий и действия закона обусловленности, всё здесь протекало с необходимостью. Итак, условие изначально возникло случайно, формирование же Вселенной протекало закономерно, движимое законами: обусловленности, возможности – действительности, необходимости – случайности и многими другими. Похоже, никакого взрыва-то и не было…
В процессе развития Вселенная прошла пять субстанциональных этапов: возникновение, геологический этап, биологический, биосоциальный (человек) и социальный (общество). Каждый следующий формировался в недрах предыдущего, который вынашивал его, как мать вынашивает своё дитя в лоне своего тела. Отсюда следует учитывать следы нарождающегося в предыдущем. Эти следы не исчезают. В начале они как следы «пуповины», а в последующем как следы взаимодействия. В геологических образованиях, естественно, присутствуют следы этапа и возникновения, и последующего этапа – биологического. Биосоциальный этап (возникновение, становление и развития человека), естественно запечатлел следы своей активности (а по другому и быть не могло), как в геологической, так в биологической среде, так же точно как и социальный этап, даже вне каких бы то ни было «формальных критериев» оставляет (как уже и оставил (!), следы во всех предыдущих. Без труда они будут узнаваемы будущими, далекими потомками.
Человек был заказан на активность, которая была изначально включена в механизмы отпочковывания от вселенской пассивности, которая обуславливалась органической включенностью в гигантские вселенские процессы.
Читайте также «О начале человека как доминирующего вида на Земле».
Начало человека профессор Н.И. Шевченко (БГТУ им. В.Г. Шухова) связывает с тремя важными предпосылками, сформировавшимися в недрах биологического развития. Это активизация аналитики, вступившей в прогрессирующую стадию развития; и формированием двух поворотных потребностей: преобразовательного отношения к среде обитания и, вторая, прогрессирующая активизация процесса усвоения новых привычек в действиях (орудийная деятельность), в быту (использование огня, совершенствование охоты путем изготовления и использования различных приспособлений и т.д.).
Надо признать, подчеркивает профессор Н.И. Шевченко, что в недрах биологического развития, не только были действия указанных законов, но и сложившихся условий, когда химические реакции в каком-то виде животных протекали таким образом, что меняли аналитику, способствовали потребности к преобразованию среды обитания и потребности к «обучаемости», накоплению и систематизации информации, но и использованием её в облегчении своего жизнесуществования.
Аналитика, будучи явлением у животных «спасающим» их в условиях повышенной опасности и угрозы жизни, о чем охотники знают не понаслышке, выслеживая свою добычу, у названной ветви животных, обретала новое качественное состояние, становясь основанием всего того, что сохраняло эту ветвь от исчезновения: формированию сознания, орудийной деятельности, защиты от непогоды, дикого зверя и т.д.Аналитика удачно легла на жизнеопределяющие потребности, описанные выше.
Медленно, но убедительно под воздействием судьбоносных условий для человека, некоторые из которых выявлены профессором и описаны выше в информационном данном материале, шло его и возникновение, и становление, и развитие. В доинстинктивной и инстинктивной фазах будущего человека было больше животности, в инстинктивно-социальной с постепенным преобладанием - социального, а в фазе социального, где под «юрисдикцией» социального оказывается всё, хотя животность начинает проявляться тут же, как только человек перестает работать над собой, при этом оставляет не лучшие следы, пребывая в мире социума. Следы пагубного воздействия на геологию, биологию, человека и его общество объяснить можно, порою, низкой отдачей образовательного и профессионального уровней, недостатком доброволевых (выбора цели доброго действия), моральных и нравственных качеств современных людей. «Хочу со всей ответственностью заметить, - подчеркивает профессор, - что, к сожалению, далёкие потомки, а может гости планеты, найдут следы современных деяний человечества, за которые не может быть не стыдно уже сегодня».